ECERS – Early Childhood Environment Rating Scale / Баланың ерте жастағы қоршаған ортасын бағалау шкаласы / Шкала комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях
Используется в более чем 40 странах мира
Признанный инструмент оценки качества
Шкала ECERS была разработана в 1980 году учеными Университета штата Северная Каролина (США) для оценки качества дошкольных организаций. Шкала основана на многочисленных исследованиях различных аспектов качества в детском саду.
Шкала опирается на наблюдение как на основной источник информации и придерживается комплексного взгляда на развитие в раннем детстве, которое включает физическую, социальную, эмоциональную и познавательную сферы, наряду с безопасностью и здоровьем детей. Шкала обращает внимание на материальную среду, на взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми, чье мнение важно для детей, и на обучение как на переплетение взаимозависимых факторов. Оценивается качество не только материального оснащения (структурное), но и качество процесса (взаимодействия с детьми). Данная шкала используется для оценки качества в группах детей от 3 до 5 лет.
В 2015 году была выпущена третья (текущая) редакция шкалы ECERS-3, в которой был сделан больший акцент на взаимодействия в группе и роль педагога; а также на использование материалов в учебной деятельности. На данный момент группа авторов работает над следующей редакцией (ориентировочно выйдет в 2026 году).
Шкала охватывает 6 подшкал и оценивает 35 Показателей (468 Индикаторов):
Предметно-пространственная среда
1. Внутреннее помещение 2. Мебель для повседневного ухода, игр и учения 3. Мебель для отдыха и комфорта 4. Места для уединения 5. Визуальное оформление пространства для детей 6. Пространство для игр, развивающих крупную моторику 7. Оборудование для развития группой моторики
12. Помощь детям в расширении словарного запаса 13. Побуждение детей к общению 14. Использование книг персоналом при работе с детьми 15. Побуждение детей к использованию книг 16. Знакомство с печатным словом/текстом
Виды активностей
17. Мелкая моторика 18. Искусство 19. Музыка / движение 20. Кубики 21. Ролевые игры 22. Природа / наука 23. Материалы для занятия математикой и математическая деятельность 24. Математика в повседневной деятельности 25. Понимание графически изображенных чисел 26. Содействие принятию многообразия 27. Правильное использование технических средств
Взаимодействие
28. Просмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей 29. Индивидуальный подход к учению и обучению 30. Взаимодействие персонала и детей 31. Взаимодействие детей друг с другом 32. Дисциплина
Структурирование программы
33. Смена деятельности (переходы) и время ожидания 34. Свободная игра 35. Групповые занятия: игры и обучение
Каждый из показателей оценивается по следующим уровням качества: 1 – неприемлемое 3 – минимальное 5 – хорошее 7 - отличное
Уровень 1 – неприемлемое качество. Нужно приложить все усилия, чтобы обеспечить условия на минимальный уровень качества. Это касается и материально-технической базы, и безопасности, и правильного обустройства пространств, и нормального отношения к детям и с детьми. Уровень 3 – минимальное качество. Включает доступность материалов 25 минут (а также свободную игру), какое-то разнообразие материалов и видов активностей. Отсутствие негативных взаимодействий с воспитателями, применение подходов, соответствующих уровню развития детей. Уровень 5 – хорошее качество. Подразумевает свободную игру в течение минимум 1 часа, большое количество разнообразных материалов, хорошо организованных и спланированных в центры интересов. Теплые поддерживающие взаимодействия с воспитателями, интересные и имеющие смысл для детей активности. Уровень 7 – отличное качество. Высокий уровень профессионализма воспитателей, умение эффективно работать с материалами, со средой, с детьми. Расширение навыков и возможностей детей через создание игровых событий, насыщенную среду, возможность развиваться и обучаться в индивидуальном темпе.
Министерство просвещения Республики Казахстан о шкале ECERS, соответствии государственному стандарту и кейсах детских садов
Руководитель Департамента дошкольного образования Министерства просвещения РК о шкале ECERS
Соответствует ли работа по ECERS государственному стандарту
Купить шкалу на казахском языке
Пособие Хармс Т., Клиффорд Р., Крайер Д.: ECERS-3 (ЭКЕРС) Баланың ерте жастағы қоршаған ортасын бағалау шкаласы